«И за успех, и за провал буду отвечать только я».
Фото: Михаил ФРОЛОВ
- Юрий Александрович, у вас было два суперпроекта: «Утренняя почта» и «Утренняя звезда». Какой из них был все же самым любимым и самым значимым?
- «Утренняя почта» - это было самое начало. Передача оказалась настолько удачной, что города пустели, когда начинался эфир. И свое воскресное время телезрители планировали до «Утренней почты» и после. Я долгое время вел передачу, писал сценарии, участвовал как режиссер. Все это безумно интересно, но это отнюдь не была моя программа, не я ее придумал. И в конце концов я пришел к выводу, что мне тесно в рамках «Утренней почты». Меня воспринимали только через призму этой передачи. Поэтому я ушел из «Утренней почты», чтобы сделать абсолютно самостоятельный телевизионный проект. Я долго - около двух лет - вынашивал эту идею, затем организовал свою студию «ЮНИКС» («Юрий Николаев. Студия») и ушел.
- Как к этому шагу отнеслись коллеги?
- Как к авантюре. Все недоумевали: «Зачем? Ты в штате Центрального телевидения, в элитарном отделе дикторов, у тебя «Утренняя почта», и ты вдруг уходишь на вольные хлеба...» Тем не менее я на свой страх и риск взял очень большой кредит в банке и все делал сам от начала до конца. Понимал: и за успех, и за провал буду отвечать только я. Моей была не только идея. Я сам набирал съемочную группу, работал над декорациями с художниками-постановщиками, занимался с художниками по свету. У меня собралась лучшая команда профессионалов. Возник даже такой забавный момент: первый выпуск мы сделали в режиме стерео, из-за чего возникли проблемы со службой технического контроля. Потому что стерео по техническим параметрам телевидения тогда не проходило.
На заре карьеры Николаев был востребованным актером. Кадр из фильма «Хождение по мукам».
- Выходит, вы обогнали свое время?
- Получается так (смеется). Честно говоря, не думал, что программа просуществует так долго - более 12 лет. Я-то рассчитывал на 3 - 4 года. Но конкурсное начало передачи оказалось настолько в тему, что в провинции до сих пор играют в «Утреннюю звезду». Конечно, если бы у нас соблюдались авторские права, я существовал бы в другом финансовом измерении...
- Не жалеете об упущенных авторских?
- Абсолютно нет, просто смешно подавать на какой-нибудь провинциальный Дом культуры в суд, что они без моего разрешения провели «Утреннюю звезду». Разве что обидно немножко. Но, с другой стороны, я помню, когда наша программа только начала греметь на экранах, некие шустрые предприниматели сделали шикарный тур по Крыму с «Утренней звездой». Деньги собирали не только со зрителей, но и с детей - за участие. Мало того, на афишах красовалось и мое имя. Потом организаторы этой аферы, конечно, объясняли, что Юрий Николаев заболел, не смог приехать...
Звездный час пробил для Юрия, когда он стал ведущим «Утренней почты».
«Я ездил на стрелку с бандитами»
- Ваша жена как-то в интервью обмолвилась об истории, которая случилась примерно в этот же период. Она говорила: «На нас наехали бандиты, но Юра проявил мужество и бесстрашие». О какой ситуации идет речь?
- Это были те самые лихие 90-е годы, когда братва диктовала свои правила поведения. Ну как это обычно делается? Наехали на меня, предложили: «Юра, давай ты будешь работать под нашей крышей и отстегивать энную сумму!» Я ответил, что мне крыша не нужна, я сам по себе крыша. Моя супруга Элеонора была в шоке. Потом я поехал на стрелку совершенно один. Состоялся очень, как бы это сказать, пограничный разговор. Сейчас я понимаю, что если бы я дал слабинку, если бы они прочитали в моих глазах хоть тень страха или сомнения, то меня прогнули бы, конечно. Но я сумел отбиться...
- После убийства Влада Листьева вы не могли не понимать, что такие разговоры могут иметь очень серьезные последствия.
- Влад погиб 1 марта 1995 года. Моя встреча с бандитами случилась раньше. С Владом мы были очень близки, нас связывали тесные отношения. У них с Альбиной тогда не было дачи, и все свободное время они проводили у нас в загородном доме. Мы играли в теннис, за разговорами засиживались глубоко за полночь. Он в то время работал над двумя новыми проектами - «Угадай мелодию!» и «Тема». Помню, когда он в «Теме» решил снять пиджак и появиться перед публикой в рубашке и подтяжках, я ему говорил: «Это же будет прямая аналогия с Ларри Кингом!» Но он не боялся таких сравнений, потому что был самодостаточной личностью. Его программа была оригинальна и неповторима.
Первый «Мерседес» появился у телеведущего еще в 1985 году. Сейчас у него под седлом новая модель.
- Вы верите, что рано или поздно убийство Листьева будет раскрыто?
- Я помогал следствию около полутора лет. Очень много времени провел в кабинетах следователей, рассказывал то, что их интересовало. Могу сказать, что и следователи помогали нам, телевизионщикам. Масса кабинетов, в том числе и Влада, были опечатаны, это тормозило работу, а мы тогда запускали «Угадай мелодию!». И я звонил на Петровку, просил прислать людей, чтобы они открыли двери и посмотрели, какие документы мы забираем... Я не профессионал. Хотя родился в семье людей в погонах, имеющих отношение к разведке. Я считаю, что это убийство не из числа нераскрываемых. При Владе было очень много документов и вещей, по которым при желании можно эту цепочку проследить. При нем был мобильный телефон. Имея его, можно вычислить всех людей, с которыми он общался в последние две недели. А из этого потянуть какую-то ниточку, ведущую к преступникам. Мне бы очень хотелось, чтобы это убийство было раскрыто.
Mercedes по госцене
- Вы говорили о подтяжках Влада, которые произвели революцию в имидже отечественных телеведущих, это сделало атмосферу эфира домашней. Но вы сами вошли в историю как первый диктор, появившийся в эфире в джинсах...
- В те времена легко было прослыть революционером. Само появление в кадре человека без галстука, не в пиджаке, который говорит не в официальной тональности, выглядело вызывающе. Но я не продумывал такие вещи. Я ведь пришел на телевидение после театрального института, меня как личность формировало театральное закулисье, я пять лет отработал в Театре имени Пушкина. На Центральном телевидении меня встретил другой мир, более официальный и государственный. Я искренне не понимал: почему нельзя? Ведь в театр я же приходил в джинсах и кроссовках!
- Эта раскрепощенность и в одежде, и в манере поведения в эфире вызывала раздражение начальства?
- Раздражение - да. Но не более того. Сейчас смешно говорить, но тогда на полном серьезе обсуждалась длина моих волос. Мы же были поклонниками «Битлз» и косили под ребят из ливерпульской четверки. Я - не исключение. Было понятно: если вести передачу, где надо шутить, посмеиваться над самим собой, то строгий отчетно-перевыборный костюм неуместен, это вызовет недоумение и отторжение. Нам в «Утренней почте» удалось доказать, что самыми интересными передачами стали те, где мы дурачились, пародировали «Белое солнце пустыни», «Простоквашино», делали постановочные программы, например по сериалу «Спрут». С нами начали сотрудничать талантливые сатирики - «Утреннюю почту» писали и Михаил Жванецкий, и Аркадий Арканов. Получалось смешно, и на наши выходки закрывали глаза.
Супруга элеонора рядом со звездным мужем уже 38 лет.
Фото: Евгения ГУСЕВА
- Говорят, у вас в Москве чуть ли не у второго человека после Высоцкого появился «Мерседес». Откуда?
- У моего очень близкого друга (не буду называть его имени) уже был Mercedes. Я тоже мечтал об этой машине, но денег, чтобы купить Mercedes на черном рынке, у меня не было. Но был другой хитрый вариант. Я попросил телевизионное руководство написать письмо - оно ушло сначала в Моссовет, потом в Министерство торговли, и в итоге было получено разрешение на приобретение по государственной цене иномарки в специальной секции. Дело в том, что многие сотрудники иностранных посольств, когда покидали нашу страну, сдавали свои машины в специальный комиссионный магазин. Там эти машины оценивались в соответствии с нашими ценами. Mercedes оценивался по цене «Волги». Я же хотел купить Volvo-360 по цене «Жигулей». Думал продать свои «Жигули» и практически за те же деньги получить небольшую, но симпатичную по дизайну иномарку. Оформил бумаги, познакомился с ребятами из 14-й секции, часто к ним заезжал, ожидая машину. И тут они звонят: «Юра, срочно приезжай, тут такая машина стоит!» Приезжаю - белый «Мерседес» по цене 17 тысяч рублей! По ценам черного рынка это копейки, но у меня таких денег не было. Я-то рассчитывал на 5 - 6 тысяч. Говорю: «Дорого!» Они на меня смотрят как на сумасшедшего, кричат: «Беги деньги собирай!» Жена помогла собрать, приезжаю за машиной, отдал деньги. Ребята торопят: «Садись в машину, быстрее уезжай! Сейчас понаедут генералы или космонавты с такими же разрешениями, как у тебя. Не посмотрят, что ты уже деньги отдал, отберут машину». Я кидаюсь за руль, судорожно ищу, где здесь подсос. Надо мной ржут: «Какой подсос на Mercedes?!» И вот я выезжаю за территорию станции. Еду пятнадцать минут, а потом просто заорал изо всех сил за рулем - иначе не мог выразить ощущение кайфа от машины. У нас, у мужчин, ведь так мало игрушек - машины да часы, вот и все что мы можем позволить себе из роскоши... А когда я подъехал на белом Mercedes к «Останкино», телевидение просто прекратило свою работу.
- А сейчас какую марку автомобиля предпочитаете?
- Я менял много марок, были BMW и «американки», но в итоге я снова вернулся к Mercedes. Это самое лучшее, что у нас есть. Мне было с чем сравнить. Я не имею в виду тот «Запорожец», который первым появился в моей жизни.
С Аллой Пугачевой они уже давно перешли на ты.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Новый год с Никитой Михалковым
- Вашим партнером по теннису является Никита Михалков...
- Уточню: и Никита Михалков тоже...
- Мы знаем Никиту Сергеевича как замечательного режиссера и актера. А расскажите о его сильных сторонах как теннисиста.
- Когда мы в 80-х годах начали играть, я еще мог оказать ему какое-то сопротивление. Бывало, выигрывал первый сет, потом, правда, приходилось сложнее. Помню, мы играли на кортах «Чайки», крик стоял на всю набережную. Орали не друг на друга, естественно, а себя ругали, когда делали ошибки. Рядом была прачечная или химчистка, где работали одни женщины. Когда мы играли, они бросали стирку и становились нашими болельщицами... Но теперь Никита меня выносит с корта в одну калитку. Он не мыслит свою жизнь без работы, спит очень мало, максимум шесть часов. И утро у него начинается с очень серьезной физической нагрузки, он ворочает железо, делает растяжку. Эта утренняя зарядка занимает у него минут сорок - час. А перед сном он в обязательном порядке плавает. И, кроме того, регулярно играет в теннис, как и я, впрочем. Но Никита уделяет этому больше времени.
С ведущим передачи «Лестница якоба» Якобом Далиным и участниками шведского дуэта «Джемени».
- Известно, что Новый год вы уже более 30 лет встречаете с семьей Никиты Михалкова. Поделитесь рецептом правильного Нового года, что нужно делать, чтобы отметить его хорошо: найти правильную компанию, научиться хорошо готовить оливье, смотреть нужные фильмы?
- Для нас это многолетняя традиция. В нашей компании уже никто не спрашивает, что нужно привезти. Кто-то привозит спиртное, кто-то занимается мясом...
- А вы за что отвечаете?
- За сладкое. Заказываю два огромных «Наполеона», очень вкусных. Конечно, за одну ночь они не уходят, доедаем эту вкуснятину на следующий день. Из чего складывается новогодняя атмосфера? У нас главные ингредиенты - это ощущение какого-то родства и доброжелательности. Эти встречи нам дают чувство стабильности в жизни. Мы собираемся, смотрим, все ли на месте. Все - значит, жизнь продолжается! Когда начинают бить куранты, мы пишем желания на салфетках, которые потом сжигаем и бросаем кто в шампанское, кто во что горазд. Главное - успеть выпить напиток, даже давясь несгоревшей салфеткой... Я думаю, самое важное - это встречать Новый год со своими людьми.
«Утренняя звезда» стала любимым проектом для Юрия Николаева.
- С супругой Элеонорой вы вместе уже 38 лет. Какими качествами должна обладать женщина, чтобы мужчина прожил с ней целую жизнь?
- Элеонора - это удивительная женщина, к которой я испытывал и испытываю самые нежные и искренние чувства. Абсолютно точно могу сказать: если бы не ее понимание, любовь и терпение, я бы не состоялся. Ведь она очень многое мне прощала, много помогала и помогает до сих пор. Элеонора в курсе всех моих телевизионных дел. Когда я вел «Утреннюю звезду», у меня сменился сначала один директор, потом другой... И я понял, что не смогу успевать одновременно и на съемочной площадке, и в административной части. И тогда жена стала моим директором, и всю эту финансовую махину, абсолютно для меня непонятную, взвалила на свои плечи. Она окончила финансовый институт, причем с красным дипломом. Работала в Госплане, преподавала... В общем, настоящий профессионал. Единственное, что меня раздражало, - это ее правильность. Все надо делать по букве закона, утверждала она. Из-за этого мы дважды вынуждены были начинать с нуля. В то время как народ уходил в офшоры, мы вели дело с пионерской честностью, и в результате государство нас обмануло. Первый банк, в котором мы обслуживались, просто исчез, а банкиры сбежали с нашими деньгами. Сгорели все средства «Утренней звезды» и соответственно «ЮНИКСа». Частным вкладчикам государство что-то вернуло, нам - нет. Мы перешли в другой банк, опять-таки в Москве, в России (это не какой-нибудь кипрский офшор!), и снова получили сполна. Все деньги, которые мы заработали, исчезли, и мы опять начинали сначала. Все потому, что Элеонора слишком сильно верила в силу и справедливость нашего государства. Это, пожалуй, единственная ее слабость. И то простительная.
С Никитой михалковым Юрия Николаева связывает не только давняя дружба, но и страсть к теннису.