Борис водил экскурсию по своему волшебному жилищу. То есть водил меня, когда я попала туда впервые. Изящно ступавшая Белла следовала за ним, многократно отражаясь не только в написанных Борей портретах, но и в иных предметах. Положим, в граммофонах.
Стихотворение «Дом», посвященное Борису Мессереру, не только с точностью медицинского диагноза воспроизводило явление любви, но и с точностью географической карты - ее местоположение.
Какой полет великолепный,
как сердце бедное неслось
вдоль Мерзляковского -
и в Хлебный,
сквозняк - навылет,
двор - насквозь.
Мне - выше,
мне - туда, где должен
пришелец взмыть
под крайний свод,
где я была,
где жил художник,
где ныне я, где он живет…
О Белле было принято думать как о фантазийном существе, что сомнамбулически бродит в садах поэзии, извлекая ангельские звуки из неземной свирели. Как-то у меня вырвалось: Белла, неужели вы ходите за хлебом? Это когда она мимоходом бросила, что, отправляясь в булочную, часто заходила к княжне Мещерской, жившей в том же доме. Княжна, благородная дама весьма почтенного возраста, держала целое семейство кошек, и Белла приносила им лакомства. На вопрос ответила вопросом: а вы думали, мне булочник хлеб приносит?
Белла и художник Борис Мессерер - ее муж и главный читатель.
Меня изумляла ее способность к дружеству. Она чудно написала об этом:
Когда моих товарищей корят,
я понимаю слов закономерность,
но нежности моей закаменелость
мешает слушать мне,
как их корят…
А товарищей корили во всю ивановскую. На Андрея Вознесенского орал Никита Хрущев. Василию Аксенову, Владимиру Войновичу, Георгию Владимову угрожали, выжимая в эмиграцию. Тонкая, трепетная и как будто не от мира сего, эта женщина отказалась подписать коллективное письмо против Пастернака, но пожелала написать личное письмо в защиту Сахарова...
За Пастернака ее исключили из Литинститута, за Андрея Сахарова и Льва Копелева она расплатилась слежкой, прослушкой, внедрением в ее круг осведомителей. Но слог ее и в этих письмах оставался слогом поэта. Обращение к Андропову, в защиту Георгия Владимова, начиналось со слов: нижайше прошу Вас, как и подобает просителю…
Беллу, с ее смешливым характером, я почти всегда видела в черном, и в этом не было никакого интересничанья, а исключительный вкус. Она выходила на сцену, исполнитель долга и удела, как однажды сказала мне, запрокидывала свою черноволосую головку назад, напрягала свое серебряное горло, и - начиналось колдовство.
И Пушкин ласково глядит,
и ночь прошла, и гаснут свечи,
и нежный звук родимой речи
так чисто губы холодит.
Сокровищем русской поэзии назвал ее Бродский.