Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Наши права и льготы20 ноября 2014 14:20

Как инвалиду в России получить качественные протезы?

На самые важные вопросы о технических средствах реабилитации для людей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране ответили эксперты Фонда социального страхования РФ
Анна НИКОЛАЕВА
Если не падать духом и пройти необходимые этапы, можно получить современные средства реабилитации, которые позволят вернуться к активной жизни.

Если не падать духом и пройти необходимые этапы, можно получить современные средства реабилитации, которые позволят вернуться к активной жизни.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Главные шаги

«КП»: - Нередко люди, которым установлена инвалидность, толком не представляют себе, что их ждет дальше: куда обращаться, чтобы получить протез, коляску или другое необходимое техническое средство реабилитации (ТСР). Поясните, какие шаги для этого нужно пройти, с чего начать.

Любовь Савина, заместитель руководителя Департамента социальных программ и сводно-аналитической работы Фонда социального страхования (ФСС РФ): - Процесс начинается в Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) по месту жительства человека. Здесь устанавливают группу инвалидности, и сразу разрабатывается документ под названием Индивидуальная программа реабилитации (ИПР). В ней указываются рекомендации медицинских специалистов, в том числе какие технические средства реабилитации нужны конкретному человеку. Имея на руках ИПР и паспорт, инвалид может обратиться в уполномоченный орган с заявкой о предоставлении необходимого ему техсредства реабилитации.

«КП»: - В «уполномоченный орган» - это куда конкретно?

Любовь Савина: - В 63 регионах России на сегодня уполномоченными органами, на которые возложен прием заявок и обеспечение инвалидов ТСР, являются территориальные органы Фонда социального страхования по месту жительства человека. В остальных регионах эту функцию сейчас выполняют органы соцзащиты населения. Узнать, куда именно нужно обращаться в том или ином регионе, можно в Бюро медико-социальной экспертизы. Там, оформив индивидуальную программу реабилитации, человека должны проконсультировать, куда ему двигаться дальше.

«Электронные» рельсы сократят время прибытия

«КП»: - В современном мире все больше правит электроника. Можно ли пройти какие-то этапы по обеспечению средствами реабилитации, пользуясь электронными сервисами, не выходя из дома?

Андрей Косов, заместитель руководителя Департамента социальных программ и сводно-аналитической работы ФСС РФ.

Андрей Косов, заместитель руководителя Департамента социальных программ и сводно-аналитической работы ФСС РФ.

Фото: Иван ПРОХОРОВ

Андрей Косов, заместитель руководителя Департамента социальных программ и сводно-аналитической работы ФСС РФ: - Фонд обязан идти в ногу со временем. Мы начинаем проект под рабочим названием «Электронная логистика». Наиболее успешный опыт обкатки этого проекта уже можно наблюдать в Бурятии. Там на одной площадке размещено и бюро МСЭ, и протезно-ортопедическое предприятие, и отделение ФСС. Человек подает заявление в одно окно, и дальше уже учреждения, которые участвуют в обеспечении, общаются между собой путем электронного взаимодействия, никак не затрагивая гражданина. Таким образом мы избавляем человека от ненужного хождения по инстанциям.

«КП»: - Для людей еще важен вопрос сроков получения протеза или другого техсредства реабилитации. Человек ведь нуждается в каком-то приспособлении для нормальной жизни как можно скорее.

Андрей Косов: - Работа Фонда по организации электронного взаимодействия между ведомствами - участниками процесса обеспечения ТСР как раз поможет сокращению этого времени. Потому что, если человек вынужден лично обращаться в инстанции, ему приходится всякий раз ждать ответа, а у каждого ведомства регламентирован срок предоставления ответа. На это и уходит основное время. Электронное взаимодействие напрямую между ведомствами позволит сократить подобные формальности. При этом важно учитывать, что, скажем, для протезно-ортопедических изделий в любом случае существует определенный производственный цикл, индивидуальное снятие мерок, изготовление, примерка и т. д. Если же изделие выпускается серийно, то сроки его предоставления сократятся до возможного минимума.

«Пройдите в свой кабинет»

- Также мы сейчас ведем работу по организации персональных электронных кабинетов для инвалидов, - продолжает Андрей Косов. - Чтобы человек мог в режиме реального времени видеть судьбу своей заявки, свои назначения по программе индивидуальной реабилитации. Если, скажем, был сделан заказ на обеспечение тем или иным ТСР, например протезно-ортопедическим изделием, у которого существует определенный цикл изготовления, можно видеть, на какой стадии производства это изделие находится в тот или иной момент времени.

Также предполагается еще один информационно-справочный сервис. Это будет электронный каталог технических средств реабилитации. Скажем, на мониторе компьютера можно будет посмотреть все виды инвалидных колясок, из которых можно выбрать подходящую модель, в рамках заключенных фондом соглашений с поставщиками. Будут размещены изображения аппаратов и изделий, описаны технические характеристики. Человек сможет подобрать то, что ему нужно.

Покупаем сами: дадут ли компенсацию

«КП»: - У нас в стране есть поговорка: проси больше, получишь то, что тебе нужно. Что можно попросить из техсредств реабилитации и на что реально стоит рассчитывать?

Любовь Савина, заместитель руководителя Департамента социальных программ и сводно-аналитической работы Фонда социального страхования (ФСС РФ).

Любовь Савина, заместитель руководителя Департамента социальных программ и сводно-аналитической работы Фонда социального страхования (ФСС РФ).

Фото: Иван ПРОХОРОВ

Любовь Савина: - Существует федеральный перечень технических средств реабилитации, в нем указаны все изделия, которыми может быть обеспечен инвалид за счет средств федерального бюджета. Соответственно когда учреждение медико-социальной экспертизы разрабатывает индивидуальную программу реабилитации, то специалисты исходят из данного перечня. Если человеку нужно изделие, которое не входит в перечень, то МСЭ рекомендует обеспечение таким изделием за счет других средств: спонсоров, самого человека, благотворительных организаций.

«КП»: - А можно ли купить протез или инвалидную коляску самостоятельно, а потом получить компенсацию в Фонде соцстраха?

Любовь Савина: - Важно иметь в виду, что по закону фонд вправе приобрести для инвалида техническое средство реабилитации только в рамках федерального перечня ТСР. Если человек сделает аналогичную покупку сам, он может рассчитывать на компенсацию. При этом надо понимать: компенсация будет выплачена в той сумме, которая предусмотрена на закупку данного вида ТСР в соответствии с государственным контрактом. То есть если человек заплатит большую сумму, чем по госконтракту, то получит компенсацию в том размере, в котором данное изделие закупается по госконтракту.

ЭТО ПРИГОДИТСЯ

Если нужно отремонтировать аппарат

«КП»: - Как решаются вопросы технического обслуживания льготных инвалидных колясок и других аппаратов? Скажем, спица отлетела в колесе, надо починить - куда обращаться?

Любовь Савина: - На каждое изделие существует гарантия. В рамках гарантийного срока предприятие-поставщик осуществляет бесплатный ремонт. Если гарантийный срок истек, ремонт осуществляется через уполномоченный орган. Для этого гражданин пишет нам заявление. Проводится медико-техническая экспертиза изделия, по результатам которой принимается решение либо о ремонте, либо о замене (если изделие не подлежит ремонту).

ВАЖНО

- Мы порой сталкиваемся вот с чем: написав заявление о том, что требуется техническое средство реабилитации, человек как будто забывает об этом, перестает интересоваться, - рассказывает Любовь Савина. - Потом вспоминает через какое-то время и начинает обращаться во все возможные инстанции, кроме уполномоченного органа (где-то это фонд социального страхования, где-то - органы соцзащиты населения, подробнее см. в тексте. - Ред.). Хотелось бы дать совет: обращайтесь в первую очередь в уполномоченный орган, чтобы понять, на каком этапе исполнения находится ваша заявка. Кстати, нередко бывает так, что направление на обеспечение ТСР отсылается по почте, но адресат получает его на руки не всегда, и у человека создается впечатление, что о нем забыли. Чтобы избежать таких недоразумений, интересуйтесь тем, что происходит.