Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество29 января 2015 14:15

Единороссы застраховали профоборазование от формализма чиновников

При разработке концепции развития среднеспециального образования ключевым является мнение работодателей и среднеспециальных учебных заведений
Аркадий МЕЛЬНИКОВ

«Единая Россия» мобилизовала промышленников, предпринимателей и представителей сферы среднеспециального образования на приведение концепции по развитию профессионального образования в дееспособный вид. Предварительный вариант концепции подготовило Министерство образования РФ. Задача профессионального сообщества – доработать его в соответствии с экономическими и образовательными реалиями. Основные пункты правки эксперты обсудили на круглом столе в четверг в Госдуме.

Задачу по развитию среднеспециального профессионального образования (СПО) и ориентировании его на задачи экономики в своем послании Федеральному Собранию поставил президент РФ Владимир Путин. Также президент поручил правительству сформировать список из 50 приоритетных для экономики рабочих специальностей и обеспечить обучение по ним не менее, чем в 50% ССУЗов страны. Выполнить эти задачи чиновники должны до 31 марта. Минобразования планирует утвердить комплекс мер по развитию среднего профессионального образования на заседании правительства 12 февраля.

Не дожидаясь «часа x», «Единая Россия» призвала профессиональное сообщество – бизнес, промышленников, предпринимателей, преподавателей и руководство среднеспециальных учебных заведений, которых непосредственно коснутся новации – проанализировать и доработать комплекс мер, предложенных профильным ведомством. Как отметил на заседании круглого стола замсекретаря «Единой России», вице-спикер Госдумы Андрей Исаев, магистральным путем к развитию экономики является развитие промышленности, в том числе – обрабатывающей, и успех этих отраслей как раз и формируют профессиональные кадры. Поэтому и концепция по совершенствованию системы обучения в ССУЗах должна носить прикладной характер. К стратегии Минобразования «пока больше вопросов». «Нужен четкий план действий, согласованный с основными заказчиками профессионального образования – производителями. «Единая Россия» проследит, чтобы подход не был формальным», - заявил Исаев.

Концепция развития профобразования не должна стать лишь «перечнем мероприятий Минобра, которые закончатся отчетом», подчеркнула председатель комитета Госдумы по соцполитике Ольга Баталина. «Наша общая задача – выявить слабые места концепции, агрегировать возможности правительства в целом, включить в работу регионы и работодателей», - заявила она.

Анализируя концепцию, разработанную Минобразования, первый зампред комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов перечислил слабые стороны документа: дисбаланс между предложениями по подготовке кадров и задачами экономики, отсутствие «ревизии учреждений СПО» начиная с состояния их технической базы и заканчивая уровнем подготовки выпускников, крен в ориентирах на международные конкурсы профессионального мастерства, к примеру,World Skills, без четких формулировок, что представляют собой международные стандарты. Кроме того, в концепции не говорится ничего о повышении имиджа и престижа рабочих специальностей и возрождения системы профориентации школьников, заметил депутат.

Вице-президент РСПП Федор Прокопов, со своей стороны, заметил странность предложения Минобразования о полном равенстве диплома о среднеспециальном образовании и сертификата победителя конкурса World Skills. Этот пункт концепции, сообщил он, не согласовывался с работодателями, они считают его «спорным». Намерение Минобразования ориентироваться на международный конкурс при отборе топ-50 специальностей для российских ССУЗов также вызывал удивление эксперта. Прокопов считает, что прежде стоит проанализировать, «сколько человек из этого предполагаемого списка всемирно популярных профессий работает в России, нужны ли эти специальности нашей экономике, сколько по этим специальностям будет выпускников и смогут ли они заменить работающие сейчас кадры предпенсионного возраста».

Президент Союза директоров среднеспециальных учебных заведений Виктор Демин обратил внимание на отсутствие в концепции Минобразования пункта о модернизации технической базы ССУЗов. «Как будут ССУЗы, которые не соответствуют техническому уровню, выпускать специалистов по современному госстандарту?» - удивился он.

Демин посоветовал чиновникам также обратить внимание на проблему подготовки преподавателей для училищ и техникумов: инженерно-педагогические специальности в вузах уже давно упразднены, государственно-частное партнерство по воспитанию мастеров и наставников на предприятиях не работает. Хотя, к примеру, по инициативе бизнеса на ряде предприятий эта система реализована, разработаны современные требования и выстроены образовательные программы. К примеру, в Белгороде по договоренности производственных предприятий и ССУЗов преподаватели несколько дней в неделю работают на предприятиях, а мастера производств читают лекции студентам.

Резюмируя работу круглого стола, Ольга Баталина подчеркнула, что конкретные предложения работодателей и представителей сферы среднеспециального образования должны привести концепцию Минобразования в соответствие с задачами и потребностями образования и экономики. Сегодня в России работает 4,5 тыс. среднеспециальных учебных заведений, и лишь тысяча из них соответствует задачам экономики, подчеркнула она. План мероприятий профильного ведомства как раз и должен ответить на вопрос, как дотянуть до них оставшиеся 3,5 тыс. Сейчас документ будущего этих учебных заведений не определяет, но при экспертном содействии эта роковая ошибка может быть исправлена.